Челябинская областная универсальная научная библиотека

Электронный читательский билет в Челябинской ОУНБ

Просто приложи смартфон!
Челябинская областная универсальная научная библиотека - крупнейшее книгохранилище Челябинской области. В качестве информационного центра предоставляет доступ к отечественным и зарубежным информационным ресурсам, а также является областным центром культуры, образования и просвещения.

В 2018 году библиотека отметила 120-летие со дня основания.

Пользователем OPAC-Global является с 2000 года.
1 023 335 записей

в Сводном каталоге
23 библиотеки

участвуют в Сводном каталоге
уже 21 год

успешной работы в OPAC-Global
В 2021 году Челябинская ОУНБ реализовала электронный читательский билет, интегрируемый с платформой OPAC-Global.


Представить материал об опыте внедрения электронного читательского билета мы решили в необычной форме - в форме интервью с заместителем директора библиотеки по новым технологиям Ильдаром Иксановым.

Ильдар Гайфуллович, расскажите, пожалуйста, что же такое электронный читательский билет? Это пластиковая карта или приложение? Какие возможности он предоставляет читателю? Можно проходить в библиотеку, получать литературу, может быть, самообслуживаться - как у вас предполагается его использовать?

Ильдар Иксанов: Электронный читательский билет (ЭЧБ) - электронная карта в формате Wallet, созданный компанией Apple. Для его использования необходимо одно из приложений, которое обрабатывает формат .pkpass, например: Wallet от WalletUnion или Pass2u Wallet от Pass2u Wallet. С помощью ЭЧБ читатель может воспользоваться всеми услугами библиотеки: самому получить контрольный листок, взять и сдать книги на абонемент на терминале самообслуживания. Он полностью заменяет пластиковый билет читателя. Следует отметить, что ЭЧБ является дополнением к пластиковому читательскому билету и читатель вправе сам выбирать, чем пользоваться.
Как выглядит электронный читательский билет?
Взгляните!

А каковы были предпосылки внедрения этой технологии? Что вас вдохновило?

Ильдар Иксанов: Мы видели положительный опыт внедрения ЭЧБ в Российской государственной библиотеке для молодежи и Новосибирской государственной областной научной библиотеке. Нам очень понравилось данное решение, поскольку у читателя отпадает необходимость носить с собой пластиковый билет.
3 главных ресурса БД Белгородской Государственной Областной Научной Библиотеки
Холл Челябинской ОУНБ

Что последовало за решением о внедрении? Какие шаги были предприняты?

Ильдар Иксанов: В 2019 году Губернатор Челябинской области подписал соглашение с госкорпорацией «Росатом» о реализации проекта «Эффективный регион» для внедрения в области технологий бережливого производства. В 2020 году Челябинская областная универсальная научная библиотека решила принять участие в этом проекте и направила свое предложение. В итоге, был утвержден проект ЧОУНБ «Оптимизация процесса информирования читателей Челябинской областной универсальной научной библиотеки». Цель этого проекта было уменьшение количества несданных книг посредством информирования читателей через мобильное приложение. Также целью проекта было снижение нагрузки на персонал, осуществляющий обзвон и направление писем читателям, улучшение логистики в библиотеке и снижение трудозатрат. Для достижения целевых показателей, было необходимо создание ЭЧБ, с помощью которого читатель в своем смартфоне может получить полный спектр услуг, посмотреть книги, находящиеся у него на руках, срок их сдачи, узнать какие мероприятия проходят в библиотеке и другую информацию.

Для решения был заключен контракт с ООО «Регион 38» для создания и интеграции ЭЧБ с АБИС OPAC-Global. В секторе регистрации и статистики был установлен модуль для отправки на почту читателя ссылки на его электронный читательский билет. Пройдя по этой ссылке, читатель может установить приложение и добавить свой билет в данное приложение.

В рамках этого проекта отделом автоматизации был разработан модуль автоматической выдачи контрольного листка без помощи библиотекаря. Читатель подносит свой пластиковый билет к считывателю, установленному в холле библиотеки, и ему распечатывается контрольный листок. Поскольку, данный считыватель подходил только для пластиковых билетов, то для автоматической печати КЛ для смартфонов, был приобретен сканер штрих-кодов, который позволяет считывать номер билета с экрана телефонов.
    Цель проекта оптимизации процесса информирования читателей
    Уменьшение количества несданных книг посредством информирования читателей через мобильное приложение.

    Также целью проекта было снижение нагрузки на персонал, осуществляющий обзвон и направление писем читателям, улучшение логистики в библиотеке и снижение трудозатрат
    Для достижения целевых показателей, было необходимо создание ЭЧБ, с помощью которого читатель в своем смартфоне может получить полный спектр услуг, посмотреть книги, находящиеся у него на руках, срок их сдачи, узнать какие мероприятия проходят в библиотеке и другую информацию.

    Для решения был заключен контракт с ООО «Регион 38» для создания и интеграции ЭЧБ с АБИС OPAC-Global. В секторе регистрации и статистики был установлен модуль для отправки на почту читателя ссылки на его электронный читательский билет. Пройдя по этой ссылке, читатель может установить приложение и добавить свой билет в данное приложение.

    В рамках этого проекта отделом автоматизации был разработан модуль автоматической выдачи контрольного листка без помощи библиотекаря. Читатель подносит свой пластиковый билет к считывателю, установленному в холле библиотеки, и ему распечатывается контрольный листок. Поскольку, данный считыватель подходил только для пластиковых билетов, то для автоматической печати КЛ для смартфонов, был приобретен сканер штрих-кодов, который позволяет считывать номер билета с экрана телефонов.
    Терминал для автоматического распознавания читательского билета и печати контрольного листка

    Как нововведение восприняли читатели?

    Ильдар Иксанов: В целом, данное нововведение читатели восприняли очень положительно, во-первых, читательский билет всегда с тобой, во-вторых, не надо куда-то записывать или запоминать, когда ты должен сдать книги. Просто заходишь в смартфон и смотришь срок сдачи, а если срок сдачи прошел, то приложение вовремя оповестит тебя. В-третьих, и такие ситуации бывают, не всегда читатели помнят все книги, которые ты взял. Опять-таки, заходишь в приложение и все книги, которые ты взял, показаны в одном месте. Мало того, с помощью смартфона, ты можешь зайти в личный кабинет и забронировать понравившиеся книги. Конечно, по различным причинам не любой читатель может установить данное приложение, но желающие иметь такое приложение в своем смартфоне больше, чем есть на данный момент. Встречаются и такие, кто просто осторожно относятся к всяким родам новшествам и не торопятся переходить на новые технологии, объясняя тем, что «я так привык».

    А каково Ваше отношение? Чего библиотека ждёт от внедрения этой технологии?

    Ильдар Иксанов: Убежден, что за электронными картами будущее. Сейчас никого не удивить виртуальными деньгами и тем, что покупки в Интернет можно делать, не выходя из дома. В магазинах, вместо пластиковой карты, мы рассчитываемся с помощью смартфона. Не отстают в данном направлении и библиотеки. В нашей библиотеке уже не первый год внедрена RFID-технология, с помощью которого читатель может быстро (за считанные секунды) взять и сдать книги. Сейчас появился электронный билет, который в будущем заменит пластиковый читательский билет, что уменьшит финансовые затраты. В этом году реализуем самостоятельное продление книги через смартфон, что приятно удивит наших читателей. Ну, и конечно, наш опыт мы будем внедрять в другие библиотеки области.
    В этом году реализуем самостоятельное продление книги через смартфон, что приятно удивит наших читателей.

    Уверены, что ваше видение будущего получит свое реальное воплощение. Желаем вам дальнейших успешных и интересных разработок и благодарим за интервью!

    Ильдар Иксанов: И вам спасибо, рад сотрудничеству!